Арт

Детству крышка? Для кого новый альбом «Серебряной Свадьбы»

464 Лидия Михеева

В сентябре вышел новый альбом «Серебряной свадьбы» под названием «Музыка – все», адресованный детям. Верные поклонники трогательного кабаре-бэнда как всегда в восторге, в то время как некоторые суровые критики обвиняют группу в манерности и сюсюканьи. Дело, похоже, в разном понимании того, каким языком искусство должно общаться с детьми.

«Музыка – все» – альбом из десяти песен, записанный группой на самых разнообразных инструментах. В этом его «фишечка» – звучание очень необычное, перенасыщенное бытовыми шумами, бутылками, бокалами, пилой, тостером и так далее. В списке использованных инструментов музыканты упоминают также швабросос и шлангофон. Умилившись этим списком, готовишься к чему-то особенно сказочному, будто впервые бросаешь монетку в музыкальный автомат или пробуешь покрутить ручку музыкальной шкатулки в антикварном магазине.

Но на деле сюрприза не получается – как ни странно, все это акустическое разнообразие напоминает вам при прослушивании… старую добрую «Серебряную свадьбу», только еще более шумную и разудалую, чем обычно.

Поэтому можно сказать, что альбом удался, хотя и получился неровным, местами дребезжащим и скрежещущим. Где-то многоголосие магического хлама, превращенного в инструменты, откровенно ездит по ушам так, что хочется немного приглушить звук, а где-то звучит гармонично, хотя и немного вычурно, как хорошо темперированный швабросос.

То, что альбом «Музыка – все» стопроцентно попадает в ожидания верных адептов эстетики «Серебряной свадьбы» – понятно. Вопрос в том, понравится ли этот альбом детям.

Ведь «детское», «для детей», «про детей» и «инфантильное» – все это совершенно разные вещи.

Положа руку на сердце, вся «Серебряная свадьба» – немного детская. Обаяние ее старых текстов и театрализованных выступлений основывалось в том числе и на отказе от глупой взрослой серьезности. И это не значит, что трогательный вокал Светланы Бень не рассказывал пронзительных историй.

Как раз искренность и сентиментальность, которую позволяли себе музыканты, повествуя о настоящих человеческих драмах, шла от сердца ребенка, еще не научившегося облекать свои переживания в «правильную» форму культурного шаблона. Именно чистота этого детского взгляда на мир и эмоция радостной открытости всем его проявлениям всегда и делала «Серебряную свадьбу» таким сильным, самобытным феноменом.

Главный в ней – этот одновременно уязвимый и смелый детский голос, рассказывающий взрослым о своих наблюдениях за этим миром. А стилизации, музыкальные украшения и разнообразные отсылки к культурным феноменам и героям – скорее дополнение.

Если не разглядеть за ними суть, то они вполне могут показаться кому-то «инфантильными»: будто все эти шляпки, сюртуки, грим, а также волшебные чемоданы и малюсенькие гармошки – самоцель и существуют просто для того, чтобы отвлекать общественность от глобальных мировых проблем.

Этот вид «детскости» совершенно универсален и понятен независимо от возраста. Маленький слушатель «Свадьбы» всегда мог интерпретировать поэтические тексты в меру своего понимания и находить в них что-то новое по мере взросления. Но когда группа решила создать что-то более адресное, не просто «детское» или «понятное детям», а «для детей», получилось, местами, масло масленое.

Масло перемаслилось уже на уровне текстов. Если послушать все песни альбома подряд, заметишь занятную закономерность: главный «о-детско-вляющий» прием в песенках связан с навязчивым перечислением разнообразных предметов, которые должны вызвать в слушателе умиление. «В гараже у дяди Вити», «Чудесная коллекция» греческого поэта Гипсокартона – все они построены на этом эффекте. Возникнет ощущение переполненного чулана, в котором тебя заперли. И это хорошо, если ты тоже маньяк-коллекционер, тянущий с барахолки розовощеких фарфоровых пастушек. А если нет, то от песенок про «поношенную тогу и гипсовую ногу, два странных пузырька и чучело хорька, картонную коробку, журналов старых стопку, собачий поводок и носовой платок» может начаться клаустрофобия.

Был этот прием с забавными перечислениями и в «золотом фонде» деткой поэзии («Дама сдавала багаж…»). Но прослушав альбом ощущаешь, что, несмотря на нашпигованность его всякой всячиной, чего-то важного тут не хватает. То ли языковых игр, то ли разнообразия сюжетов, как у Введенского или Маршака, то ли загадочной недосказанности детских стихов Хармса. Тут как раз всё «пере-рассказано». И взрослому от этой избыточности и шума уже неинтересно.

Тексты, перегруженные разнообразной волшебной утварью, а также вездесущими «казекулами» и «микробусами», вдобавок поддержаны максимально насыщенной музыкой. Клаксончики, звоночки, вибрации пилы и многое другое, простым смертным на слух не различимое… Переварить все это непросто. Наверное, такую музыку интереснее исполнять, чем слушать. Сюда отчаянно просится видеоряд, хочется это звучающее действо видеть воочию, а еще лучше – участвовать. Неслучайно «Музыка – всё» задуман не просто как альбом, а как целый спектакль.

И тем не менее, несмотря на эти тонкости и оговорки, альбом этот для родителей детей дошкольного возраста, что называется, «маст хэв».

Во-первых, философский хит «Природа чемодана» вполне может стать для малыша одним из первых стишков для заучивания, а песенка «Котик» – первой песенкой, которую можно исполнить на утреннике в детском саду.

Во-вторых, тут есть отличная колыбельная «Дождик», нежная, вполне классическая. А хорошая колыбельная – вещь в хозяйстве незаменимая.

И, в-главных, «Серебряная свадьба» смогла создать своими десятью песенками особый мир, цветной и обаятельный. В нем безопасно, он населен забавными созданиями и живет по законам добра. А что может быть важнее, чем поддерживать в ребенке чувство реальности именно таких миров?

 

Фото: Ultra-music.com, из архива группы

Комментировать