Политика

Дамасской сталью по стеклу. Как действия России в Сирии отразятся на Беларуси

1173 Микола Мирончик

Наш заклятый союзник зашел слишком далеко — аж на Ближний Восток. Российский орел мечет бомбы в Сирии, но эхо процесса — долго ли, коротко ли — может достичь Беларуси. «Журнал» собрал примеры того, как операция Кремля якобы против ИГИЛ затронет происходящее в нашей стране и вокруг нее.

1. Жизни беларусов в Сирии

Нет, в рядах ИГИЛ или организаций, с которыми воюет Москва, не замечено полчищ наших соотечественников. Однако, во-первых, не всех беларусских жен сирийцев успели вывезти из страны российские самолеты; во-вторых, кому война, а кому — выгодные контракты: беларусские инженеры часто находятся в горячих точках — например, в качестве обслуживающего персонала для военной техники.

Не все вспомнят расстрел двух беларусов в Йемене два года назад. Наши официальные СМИ тогда сообщили было, что погибшие охраняли йеменского президента. Однако брат одного из убитых, режиссер Валерий Мазынский, признался, что его родственник работал на 140-м ремонтном заводе в Борисове — испытывал танки после ремонта.

Главная опасность для таких командированных в Сирии теперь в том, что их могут принять за русских.

2. Беларусы как «неверные»

Беларусь тоже часто принимают за часть России. Это стало особенно опасно после того, как часть саудовских клерикалов поддержала джихад против Российской Федерации.

Распространится ли священная война против России на Беларусь как на ее ближайшую союзницу? Вряд ли: арабские политики, в отличие от их многих западных коллег, уже в основном осмыслили распад СССР и появление независимых государств и соотнесли это со своими собственными интересами.

Но, объективно, открытые границы с Россией привносят дополнительные риски. Так что в идеальном мире многих беларусов — в котором Кремль продолжает нагло настаивать на авиабазе в Беларуси, но Запад вдруг сам подстилает Минску финансовую соломку, в копилке у беларусских властей становится на еще одну причину больше границу с Россией закрыть.

3. Обида Лукашенко

К реализации столь фантастического сценария нас галопом приближает следующее обстоятельство.

Как и в ситуации с захватом Крыма, ближайший военный союзник Минска не предупредил его о своих планах в Сирии. Руководство Беларуси узнало об ударах по сирийской территории постфактум.

Это уже не первый плевок в ранимую душу беларусского лидера с того момента, как кляча российской агрессии понесла. На безапеляционное решение Кремля разместить в Беларуси авиабазу кормчий уже ответил неприкрытой обидой.

Чувство это имеет тенденцию накапливаться. Нельзя недооценивать бессознательное беларусского президента: оно может повлиять на наши отношения с Москвой сильнее, чем все другие факторы вместе взятые.

4. Заработать на Асаде

Парадоксально, но российская операция в Сирии, ставившая целью защитить президента Башара Асада, на самом деле ускоряет его уход с политической арены. Это ставит под угрозу все договоренности с его режимом, коих у Беларуси уже во время гражданской войны в Сирии появилось немало.

Самым интересным здесь были бы контракты в военно-промышленном комплексе. Белорусский ВПК стал расти взрывными темпами аккурат на фоне нескольких открытых военных конфликтов, войны в Сирии — в первую очередь. Впрочем, доказательств или опровержения связи между этими двумя фактами мы не получим еще очень долго.

Более прозрачно гражданское сотрудничество. И здесь не ясна судьба планов по поставкам беларусской грузовой, пассажирской и дорожно-строительной техники в подконтрольные Асаду сирийские регионы и создание на территории Сирии наших сборочных производств.

Аппетиты беларусов на истощенную войной страну могли бы показаться бездумной затеей, если бы не твердое ожидание Минска, что за помощь братской Сирии заплатит Иран, с которого как раз вот-вот снимут западные санкции. Этот процесс, впрочем, затянулся, поэтому пока речь идет о том, что беларусские производители перехватят деньжат под сирийские поставки у беларусских банков — а там, глядишь, и Тегеран подоспеет.

Теперь реализация этой без преувеличения мудрой схемы под большим вопросом.

5. Сотрудничество с арабами и турками

Косвенная поддержка Беларусью российских ударов по Сирии ставит под угрозу наше сотрудничество с суннитскими монархиями Персидского залива, на которое у Минска было много планов.

На самом же деле, Саудовская Аравия с Катаром больше кормили беларусские власти обещаниями больших финансовых вливаний, чем их делали. А от саудовской нефтяной войны с Россией Беларусь теряет и еще потеряет намного больше, чем смогла бы выиграть в среднесрочной перспективе от сотрудничества с Эр-Риядом. Так что аравийские потери Минска невелики.

Куда сильнее могут пострадать связи с Турцией — этим восточным проводником интересов Лукашенко на Западе.

С Россией Турция уже рассорилась вусмерть, похоронив под обломками кремлевских ракет грандиозный газопровод, который должен был стать альтернативным путем поставки российского голубого топлива в Европу.

Просчитывали ли в Минске последствия снижения потока турецких бизнесменов? По крайней мере, минские проститутки должны бы бить тревогу.

Ну а власти, начавшие было рассчитывать на стратегический статус сотрудничества с Анкарой — формулировка, которой до этого удостаивались только Россия и Китай, — по идее, тоже кусают локти.

6. В тени бомбардировок

Российские бомбежки сирийской территории стали темой номер один в мировых СМИ, сместив с этой позиции украинский конфликт. На этом фоне выборы в Беларуси отошли не просто на второй — на последний — план.

Из более чем пятисот аккредитованных для освещения голосования иностранных журналистов около ста попросту не приехали. Съемочная группа прайм-таймовой международной программы одного из центральных европейских телеканалов, которой должен был помогать автор этих строк, не смогла добраться до Минска, потому что застряла в Сирии.

От такой нехватки внимания пострадали и власть, которая не смогла всеобъемлюще распространить мессадж о «самых прозрачных и справедливых» выборах, и гражданское общество, которое не объяснило всему миру, почему эту фразу следует закавычивать.

Такой тренд продолжается и после выборов. Совершенно незамеченной мировыми СМИ на этом фоне осталась хитрая формулировка постановления российского Совета Федерации, которое, в отличие от украинской кампании прошлого года, теперь разрешило президенту Путину вводить войска не только в Сирию, но в любую страну, в которую он захочет.

Так что главный урок, который нужно извлечь из российского вмешательства в Сирии беларусскому мужику — потомственному партизану — несмотря на закрытие сельскохозяйственного сезона, косы и вилы следует держать наточенными.

 

Фото: Independent - Волонтеры и гражданские лица разгребают завалы после бомбардировки Сирии российской авиацией

Комментировать