Жизнь

«Дадим IT кадров – а думать кто будет?» Что не так с идеями Прокопени о реформах в образовании

832 Михась Янчук

IT-бизнесмен Виктор Прокопеня выдвинул ряд идей изменений в сфере образования в Беларуси. Эксперты в области образования рассказывают, почему эти идеи нельзя назвать полноценной реформой – и что нужно сделать, чтобы реально поменять нашу школу под вызовы современности.

 

Что предлагает Прокопеня

Известный белорусский IT-бизнесмен Виктор Прокопеня порадовал страну постом в Facebook по мотивам совещания у президента Лукашенко. В тексте анонсируется принятие очередного IT-декрета, а также обсуждаются планы по дальнейшему развитию IT-отрасли в Беларуси.

«Мир быстро меняется. И в новом мире я верю в две вещи. Первое: не будет компаний вне экономики знаний, технологии – во всех отраслях, цифровая трансформация – здесь и сейчас. Второе: без денег можно решить социальные проблемы – но косметически, не больше и не глубже. Проблемы экологии, безопасности, медицины и тд. решаются, когда страна богатеет. А богатеет она, когда меняется подход к образованию и экономике знаний», – написал Прокопеня.

Бизнесмен анонсировал ряд идей по подготовке кадров для IT-сферы. В частности, выдачу кредитов на переподготовку специалистов, которые хотели бы работать в IT («Мы хотим кредитовать 30.000+ человек в год»).

Кроме того, озвучена и идея «создания нового IT-университета для экспериментальных подходов к обучению». По словам Прокопени, «президент поддержал идею разрешить некоторым школам войти в ПВТ для проверки различных экспериментальных программ, и, если будет позитивный результат, – масштабировать эти идеи на всю страну».

А поскольку, по мнению Лукашенко, в стране «в образовании бардак», анонсировано еще, как минимум, одно совещание по этому вопросу.

Юрист Денис Алейников, директор ПВТ Всеволод Янчевский и Виктор Прокопеня после совещания у президента Лукашенко

 

Вот список основных идей, которые Виктору Прокопене «хотелось обсудить на таком совещании»:

– Переформатировать Наблюдательный совет Министерства образования: добавить независимых экспертов, пересмотреть состав и структуру Совета.

– Разрешить спонсорскую помощь в учреждения образования (УО) по упрощенной схеме: они без проблем принимают от компаний софт, сертификаты на курсы и тд

– Выявить бюрократическую документальную нагрузку на педагогов: провести независимый аудит документооборота в системе образования.

– Упростить аккредитацию для частных УО: их можно перевести в ПВТ и наделить статусом «экспериментальной» площадки.

– Ввести типовой договор между школой и родителями: разграничить, кто за что отвечает, прописать возможные конфликтные ситуации и пути их разрешения. Территория школы – зона ответственности педагогов, вне – родителей, которых нужно вовлечь в образовательный процесс.

– Разработать алгоритмы работы в ситуации с противоправными действиями ученика в отношении учителя или других учеников. Методики, которые есть, не работают.

– Изменить структуру учредений образования в стране: убрать районные отделы образования, подчинить все управления образования Министерству образования. Дать каждой школе свой баланс, счет в банке, обязать публиковать отчетность и систему премий учителям. Сделать открытой статистику по направлениям деятельности системы образования, включая вопросы охраны детства, защиты детей и их прав. Дополнить сайты всех организаций системы Минобразования разделами «Статистика» и обновлять их. Публиковать данные о финансировании школы и расходах: это усилит доверие родителей к администрации, поможет понять потребность в финансировании.

– Поднять учителям зарплату. Средняя зарплата учителя – 886 рублей. Средняя зарплата в стране – 1.117 руб. Нужно 186 млн долларов в год, чтобы поднять зарплату учителей до средней в стране. По мировому опыту – как только зарплата учителя сравнивается со средней, система образования качественно меняется.

– Сделать прозрачным премирование педагогов: они часто не знают, за что получают деньги, все на откупе руководителя, что рождает любимчиков и угнетаемых.

– Внедрить в школах дистанционное образование, упростить и сделать электронным договор о таком обучении: так дети из разных стран смогут учиться у нас.

– Максимально оцифровать контент: учебная программа должна быть доступна из любой точки мира, в любое время, с любого устройства.

– Сделать работу над заданиями командной: большинство заданий ученики делают индивидуально. Нужно добавить занятия, где они решают проблемы в группах.

– Ввести раннюю профилизацию: привлечь к этому компании, заинтересованные в выявлении одаренных детей. Дети должны понимать, как будет выглядеть их будущая профессия, посещая предприятия, могут сделать осознанный выбор.

– Пересмотреть учебники: адаптировать под нас лучшие иностранные пособия и пригласить лучших мировых авторов к созданию белорусских учебников. Разрешить педагогам формировать до 30% тем по своим предметам.

– В старших классах разрешить ученикам выбирать до 30% дисциплин, отказываться от одних в пользу других. Ввести в школах предмет «Основы ведения бизнеса», а университетскую программу дополнить дисциплинами, чтобы с дипломом бакалавра получать диплом по бизнес-администрированию (по желанию).

 

Реакция от специалистов в сфере образовании

Пост Прокопени вызвал довольно бурную реакцию – и среди IT-оптимистов, и среди экспертов в области образования. «Журнал» собрал реакции некоторых из них по поводу подобных планов изменений в сфере образования в стране.

Светлана Мацкевич, кандидат педагогических наук, автор разработок по реформированию системы образования Беларуси:

«Я не против цифровизации как таковой. Главное помнить, что все эти информационные системы – прежде всего средство, а не цель. Для того, чтобы подготовить новое поколение беларусов, мы должны понимать, что такого однолинейного подхода быть не может.

Мне сложно проникнуть в голову господина Прокопени, но я понимаю, что он пользуется своими контактами с властью, чтобы повлиять на то, что происходит в системе образования. Единственное, в чем я могу с ним согласиться: нынешнее качество нашего образования далеко от нужд современности и не соответствует требованиям и вызовам времени.

Читайте также:

«Высшее образование не должно быть массовым. Тем более, что оно не справилось со своей задачей»

Если с диагностикой ситуации еще можно согласиться, то с теми простейшими ходами, которые предлагаются им – уже сложно. Прежде всего нужно ответить на вопрос: а для чего это делать? Какова новая модель системы образования или модель нового беларуса, которого мы хотим получить?

Система образования вообще реформируется очень сложно. Только системный целостный подход может сдвинуть эту махину с мёртвой точки. Наша проблема в том, что мы привыкли обсуждать средства и управленческие усилия, а то, во имя чего и ради чего – под какую концепцию нового будущего поколения мы всё это собираемся делать – почему-то не озвучивается. Потому что это вопросы не технологий образования, это вопросы не управления – а это вопросы содержания образования. Это – вопросы представления о будущем Беларуси как страны».

Татьяна Водолажская, кандидат социологических наук, программный координатор «Летучего университета»:

«В спиче Прокопени по итогам совещания есть две светлые мысли. Одна из них – это то, что образование есть путь к богатству страны, и с этим сложно спорить. А вторая – что образованию необходимо пространство эксперимента. Но когда он начинает развивать свои мысли дальше, в его рассуждениях проявляются ошибки.

В первом утверждении страна сводится к производству, а производство – к самой перспективной его области, IТ. А собственно образование сводится к подготовке кадров. И в этом суженном ракурсе уже нет правды – потому что это неправда, что подготовка кадров в сфере IT ведет к богатству страны.

Даже с учетом того факта, что цифровизация захватывает сегодня все области – это всё равно остаётся лишь подготовкой к профессии, дающей человеку возможность встроиться в производственный процесс.

Образование же намного шире – оно даёт человеку возможность мыслить, творить, генерировать идеи, критиковать идеи. Поэтому если мы сосредоточимся на подготовке сколь угодно большого числа рабочих рук для IT-отрасли – не очень понятно, кто же будет думать? Непонятно, как будет развиваться политика, культура, управление – то есть всё то, что требует целостного человеческого образования.

Нельзя прокачивать только руки за счёт ног. Да и не за счёт тоже не надо, хотя бы потому, что для прокачки рук необходима как минимум голова. Без головы даже прокачанные руки неэффективны.

В ныне предложенном виде это – не концепция реформы системы образования. Это набор несвязанных между собой разнообразных предложений. Каждое из которых даже и оценить-то – хорошо оно или плохо – не представляется возможным, потому что нет общей системы.

И в этом смысле права Светлана Мацкевич – к реформам системы можно подходить только целостно, её нужно простраивать, а не придумывать, что бы нам такого ещё поменять.

В 1990-е годы в Беларуси было создано несколько конкурентных концепций масштабной продуманной реформы системы образования. Но затем, в середине 1990-х, вся деятельность в этом направлении в стране была свёрнута. И пока мы не вернёмся к этому как к целостному вопросу, любая из упомянутых Прокопеней “примочек”, пускай даже будучи весьма симпатичной, по отдельности лишена смысла».

Читайте дальше:

Технари vs. гуманитарии. Почему такое разделение плохо для инноваций

Педагог – это звучит грустно. Проект реформы образования из одного пункта

Учителей не выбирают – как и президента. Почему закончилась нормальная жизнь школы в Гомеле

Наша школа. Бегом в прошлое

Комментировать