Тема недели

Чре-звычайная ситуация

730 Сабина Брило

На прошлой неделе сын, зависающий «Вконтакте», оторвался от монитора, пришел на кухню и сказал: «Дайте мне триста баксов, я поеду в Россию, куплю два айфона, продам их у нас и подниму бабки». «Откуда ты их поднимешь?» – спросила я. «Куплю айфоны за триста, а продам тут за шестьсот. Навар будет», – объяснил мне ребенок. «Ты голоден, сынок?» – спросила я. «Нет, не голоден… Ну мама, ну все так делают. Можно айфоны, а можно доски для скейтов, пацаны бы взяли». «Прости, дорогой, – я вымыла руки и сняла фартук. – Ни ты, ни я, ни папа ни за чем в Россию не поедем. Это политический агрессор, давай пойдем на принцип, поддержим санкции».

Он простил, и мы не поехали. Но тут случилось новое беларусское чудо: на тридцать процентов выросла стоимость покупной (или – продажной?) валюты. Соотечественники быстренько поняли, что это девальвация, и тут же среагировали. По счастливому стечению обстоятельств, были выходные. Свободные люди бросились в магазины, чтобы выгодно пристроить отечественные миллионы, пока их ещё хватало на какую-то нетленку, хотя бы условную. Пошли шутки про пятые телевизоры и третьи холодильники – и шутки эти были правдой. Валюта в обменниках, даже с 30-процентной надбавкой, иссякла. Я вспомнила, как говорил один мой знакомый начальник, доведя подчиненного до истерики: «Вы мне не мою культуру, вы мне свою культуру показали».

Трое суток я сидела дома и боялась идти в магазин. Боялась очередей, старушек у банковского киоска. Хотелось уснуть, а проснуться весной, когда зелени уже полным-полно, и никто не портит свою душевную карму и человеческую репутацию спекулятивными предложениями.

Трое суток я убивала время – и думала. О разном, – в том числе, о телевизорах и холодильниках, джинсах-куртках-сапогах, о выгодных вложениях и потерянных вкладах. Не моих; так, вообще. Например, я часто думаю о том, сколько джинсов, например, человеку нужно на целую жизнь. Пять? Пятнадцать? Шестьдесят? В зависимости от того, как долго продлится жизнь, как часто надевать джинсы… А сколько человеку нужно пальто? Когда-то читала какую-то официальную статистику (наверное, это можно найти в моих бумажных архивах, но вы можете поискать в интернете), регламентирующую потребность среднего жителя нашей страны в изделиях легкой промышленности. Так вот, там было написано, что средней женщине среднего возраста нужно одно пальто на пять лет, одно на несколько лет платье, пара (или две?) трусов в год, тапки, майка, несколько пар носков, колготки... Средний мужчина нуждается в одном костюме на пять лет… А может быть, на десять, – точно не помню. Но говорю вам точно: есть такая статистика, такие официальные «нормы». И как бы по-идиотски не выглядели, они используются, когда государство считает для граждан бюджет прожиточного минимума, когда устанавливает все эти нормы для поддержания штанов среднего человека… Согласно этим нормам, бедных в нашей стране, вроде бы, нет.

Собственно, я не знаю, насколько бедны те, кто выстраивается в очередь за третьим телевизором. По-человечески мне их, конечно, очень жалко. Я не представляю, куда можно подевать такую бессмысленную вещь, как третий телевизор. Его ведь, наверное, даже продать нельзя – все, кому надо, телевизор уже купили (и не один!), а завтра появятся новые модели, и деньги, потраченные в потной нервной очереди, окажутся потраченными напрасно… Собственно, это очевидно. Поэтому других бедных людей, – тех, которые выстраиваются в потную очередь в ювелирном и кричат: «Адны брыльянты в адны руки!», мне жалко гораздо меньше. Бриллианты, по крайней мере, не занимают места. И всегда имеют шанс хорошо пристроиться – скажем, как ребенок богатых родителей.

Консьюмеристы никогда не восстанут против власти, потому что они априори подчинены и зависимы. И у власти всегда найдётся для них симпатичное выгодное предложение.

А вообще, я знаю пенсионеров, которые ни разу в жизни не ходили в банк, чтобы купить доллары. Я бы от всего сердца пожалела этих бедных людей – но вот незадача, им не нужна жалость, потому что они, вроде бы, счастливы. Это так странно, что выглядит практически невозможным. И вот еще что. Этим пенсионерам всегда было безразлично, что солжет по телевизору человек, от которого, как многие считают, все зависит. Ведь в условиях чрезвычайной ситуации все твое – пока за тобой не пришли – зависит от тебя. Дело только в выборе: пять ли это телевизоров, коробочки с бриллиантами, или что-то другое, что ни при каком раскладе не подлежит конфискации.

А ведь наша ситуация чрезвычайна уже много лет, не так ли?

 

Фото: bymedia.net

Комментировать