Политика

«Чебуречная» и БНР. Как сделать День Воли настоящим праздником

1617 Севярын Квяткоўскі

Департизация, десакрализация, очеловечивание и популяризация современными способами – вот что нужно сегодня Дню Волі.

25 марта – единственный нерелигиозный праздник в Беларуси, который отмечается по инициативе «снизу», без официального «благословения». В России появился «День отжима». В Украине ждут Дня Победы. В Беларуси продолжается поиск себя между прошлым и будущим. А Дзень Волі остаётся единственным ориентиром в поисках альтернативного официальному варианту развития страны.

– «Чебуречную» закрывают на ремонт ровно 25 марта.

– А в чём проблема? Не самое эстетичное место праздновать Дзень Волі.

– Дело в том, что именно в этом доме, где находится «Чебуречная», была провозглашена Беларусская Народная Республика.

– Ой, извините, не знал.

Диалог взят из переписки в Фейсбуке между заинтересованными людьми в 2015 году. То есть, между теми, кто в теме – в беларусской теме. Кто небезразличен к дате провозглашения БНР. Кому важно, чтобы идеалы БНР жили в будущем: национальное демократическое независимое государство.

Те самые идеалы, которые были озвучены на митинге в честь годовщины БНР в Минске на стадионе «Динамо» в 1989 году. Тогда, естественно, мало кто из присутствовавших тысяч людей знал историю Беларуси. А многие впервые видели бело-красно-белые флаги и хоругви с гербом «Погоня».

Казалось бы, за 27 прошедших лет знаковые места, связанные с БНР, в Минске должны знать все, даже те, кто равнодушен к истории вообще и к беларусской в частности. Хотя бы потому, что каждый год они должны быть на слуху.

В конце 1980-х возникло беларусское национально-демократическое движение. Важной его составляющей было не только возрождение знаний о своей истории и культуре, но и продвижение новых политических ценностей. Национальное и политическое так и идут от самого начала как оппозиционные.

А теперь – внимание! Это всё было целое поколение назад!

Де-факто сегодня для людей постарше 25 марта – это своеобразный «день ветерана». Но несмотря на легальность митинга и шествия, последние годы людей приходит всё меньше. А смысл? Смотреть старое шоу, больше похожее на затёртый индийский фильм в сельском клубе, где всё известно наперёд и выглядит банально и гротескно? Снова смотреть на партийные флаги, зная, что де-факто у нас давно нету ни партий, ни парламентской жизни, ни выборов?

Изучая российские имперско-националистические ресурсы, я несколько раз натыкался на две принципиальные мысли. Имперцы не боятся беларусской оппозиции, они боятся беларусской национальной идеи. И всё время подчеркивают, что несмотря на прессинг, идея развивается.

Вторая мысль непосредственно связана с первой: каждый день беларусской государственности как таковой укрепляет перспективы беларусской национальной идеи. А идея БНР – это как раз идея государственности Беларуси в принципе.

И вот, пока День БНР использовался в партийных интересах, выросло поколение, которое, как и их отцы в 1989-м, слабо знает историю БНР. (Ради интереса опросите своих знакомых: что связывает «Чебуречную» и БНР?) Но при этом это поколение чтит БНР, но уже без того политического придыхания, как это было в начале новейшей истории Беларуси.

В идеале легальность мероприятия можно использовать для популяризации собственно знаний о событии и для формирования его современного привлекательного образа.

Как «очеловечить» празднование Дня Волі? Сделать шоу наподобие Дня святого Патрика в Ирландии, с забавными шапками, барабанами, раскрашенными орнаментом лицами, майками с «Погонями» всех возможных вариаций от современных дизайнеров – как любителей, так и профессионалов. Да отдайте площадку перед Академией Наук ребятам, которые сделают там своеобразный День Вышымайкі, в конце концов! Пусть это будет ярмарка, как на Казюка в Вильне.

Новые люди, позитив, новый интерес, новые знания. И да – нужно подумать, как назвать кафе, которое будет вместо «Чебуречной».

К кому я обращаюсь? Можно сказать: не нравится такой формат, сделай свой. Но я-то знаю, что никто во власти не допустит увеличения публичных площадок Дня Волі. Как на официальные праздники, когда в каждом районе Минска организовываются «гуляния».

Моё обращение, скорее, – в условное будущее. Меня недавно порадовал Иван Шило, который в школьные годы был грозой солигорского партхозактива. Иван с друзьями держали весь Солигорск в беларусском национально-патриотическом тонусе через свои разнообразные гражданские инициативы.

Так вот, он написал в Фейсбуке по поводу неудобного времени для акции ко Дню Волі, разрешённого Мингориспокомом: «Я думаю, што палiтыкi не павiнны баяцца, i трэба заклiкаць на 18:00. Бо iнакш у наступным годзе дазволяць а 10-й ранiцы на Бангалоры».

«Какой ты оптимист, – подумал я, – что думаешь, что через год в Беларуси всё будет по прежнему».

Сохранится ли в Беларуси нынешняя власть? Не потеряет ли Беларусь на какое-то время независимость? А если будет новая власть, то какая? Вопросов много, но это не означает, что не нужно думать про новые смыслы и форматы Дня Волі. В любом случае, праздник БНР будет оставатся возможностью для популяризации определённых идей: государственности, национального самосознания, построения демократического общества.

А вот всенародность того или иного праздника должна быть связана с близостью для души и ума достаточно большого количества граждан – здесь и сейчас.

Как это мы наблюдаем в России, где появился День присоединения Крыма. «День Захвата». Или в Украине, где милионы людей мечтают о новом празднике – о Дне Победы, когда окончится московская война.

Можно, конечно, называть Дзень Волі корпоративным праздником «ветеранов Адраджэння», или «ветеранов демократического движения». Но есть очень важный аспект, который отличает нас – людей, для которых этот праздник дорог, от тех, кто к нему безразличен.

Официальные праздники в Беларуси назначаются по указанию сверху. А на Дзень Волі люди делают себе праздник сами. Пускай не так массово, но – сами.

В отличие от Россий и Украины, беларусы живут ещё в старой постсоветской жизни с соответствующим раскладом праздников.

Появится у нас новый или актуализируется старый, будет это изменение через катаклизм или через эволюцию? В любом случае, события создают люди с определённой позицией.

Читайте дальше:

Вредный миф. Существовала бы сейчас Беларусь, если бы не было СССР?

Как перестать переживать и начать действовать. Пять способов не вестись на манипуляции режима

Ген идентичности. Великие беларусы, похороненные на чужбине

Комментировать