Арт

«Будущее беларусской музыки – везде. И на родине, и за ее пределами»

1152 Ольга Бубич

Дмитрий Безкоровайный. Фото: Евгений Ерчак

 

Команда музыкальных критиков Experty.by уже восемь лет публикует музыкальные релизы, составляет рейтинги и присуждает премии лучшим беларусским альбомам и исполнителям. Основатель сайта Дмитрий Безкоровайный, также известный по работе в качестве PR-менеджера групп «Ляпис Трубецкой», «Крамбамбуля», «J:Морс», рассказал «Журналу» об успехах, ошибках и возможном светлом будущем исполнителей из Беларуси.

– Как вы оцениваете актуальную ситуацию на рынке беларусской музыки?

– С одной стороны, все далеко от того идеала. Будем честны – современная беларусская музыка, за исключением нескольких наиболее раскрученных имен, имеет очень скромный статус в своей родной стране. Есть тому и исторические причины, и экономические, и профессиональные.

С другой стороны, все не так плохо, как принято считать. Есть интересные и активные музыканты, которым удается собирать зрителей, зачастую вопреки своему отсутствию на ТВ и радио.

Есть и те, кто подтверждает класс на международном уровне – взять хотя бы группы «Стары Ольса» или «Серебряная свадьба», которые выступают на коммерческой основе за рубежом, ездят в туры по США – раньше это казалось чем-то немыслимым. Есть у нас и музыканты завтрашнего дня – Super Besse, Mustelide, которые сейчас активно ездят по европейским шоукейсам.

Успешных и качественных артистов становится все больше. А значит, и сознание аудитории постепенно меняется.

– Какие изменения можно наблюдать в портретах, жанрах и уровне исполнителей? И чем их можно объяснить?

– Точкой притяжения для нашего проекта со стилистической точки зрения является независимый мэйнстрим – музыка из разных сегментов инди-культуры, зачастую имеющая в той или иной степени массовый потенциал.

 

«Журнал» также рекомендует:

  

 

Основой для такой музыки в Беларуси по-прежнему остается рок, но околоэлектронные инди-поп-проекты, согласно мировым тенденциям, постепенно отвоевывают территорию. Наиболее яркими и свежими примерами этому можно считать Shuma и Mustelide.

Помимо них в топ-10 за первое полугодие 2016 года есть альбомы проектов True Litwin Beat и Zui – получается 40% в наиболее качественной, по мнению критиков, части. Сюда же можно добавить «Кассиопею», Intelligency, Hamlet His Highness, «Чтобы-чтобы» из топов 2015 года.

Если говорить о возрасте выпуска «первого серьезного альбома», то он, к сожалению, в среднем как был, так и остается – в районе 30 лет. Более молодым беларусским музыкантам зачастую не хватает, с одной стороны, опыта и профессионализма в создании и продвижении собственной музыки, с другой – финансовой базы для реализации своих идей на должном уровне.

И это не очень хорошо, поскольку развиваться в таком возрасте сложнее – на носу окончательная расстановка профессиональных и семейных приоритетов, а значит, и дополнительные риски для любого, кто возьмется с таким проектом работать.

С полом все просто – в основном парни. Хотя есть «Серебряная свадьба», Shuma, Mustelide, Полина Республика, Sounduk, Vegetables, Zui, Kazalpin и другие проекты, где девушки на первых ролях.

– А что с географией? Насколько активны и успешны исполнители не из Минска?

– Столица по-прежнему остается наиболее лакомой частью музыкального рынка Беларуси и наиболее представленным среди коллективов. Понятно, что минчанам по ряду причин проще состояться – здесь заметнее любой шаг и ближе все нужные знакомства, здесь лучше понимаешь требования рынка и достаток у населения несколько выше, поэтому проще купить себе приличный инструмент или потратить деньги на поездку.

 

«Журнал» также рекомендует:

  

 

Но благодаря интернету и социальным сетям, за последние годы острота проблемы «столица против регионов» начала сглаживаться, особенно в информационном направлении. Если не брать совсем уж старые группы вроде God’s Tower и ТТ’34 (Гомель), то среди актуальных коллективов сейчас «Дай дарогу» из Бреста, Akute и Nizkiz из Могилева, Dzieciuki из Гродно. Они по-прежнему живут в своих городах. И это им никак не мешает.

Также надо учитывать, что некоторые группы стали минчанами относительно недавно – например, Re1ikt (Светлогорск–Гомель) или Irdorath (Гродно). Если копать еще глубже, то в «минских» коллективах зачастую центральную роль играют выходцы из регионов – Руся (Shuma) родилась и выросла в поселке Тереховка Гомельской области, Света Бень («Серебряная свадьба») – в Витебске, Илья Черепко-Самохвалов («Петля пристрастия», «Кассиопея») – в Солигорске. Так что регионы играют очень важную роль.

– Пять беларусских групп в конце сентября впервые выступят на немецком фестивале Reeperbahn Festival – одном из трех крупнейших шоукейс-фестивалей в Европе. Экспансия в Европу и выход на мировой рынок возможны?

– В современном мире все возможно. Эстонские артисты «Ewert And The Two Dragons», «iiris», «Trad Attack» сейчас ездят с гастролями по всему миру, имеют серьезные контракты в Европе и США. Или другой пример: танцевальный проект «Ten Walls» из Литвы попал в топ-10 британского хит-парада синглов.  Чем беларусы хуже?

Шоукейс-фестивали – один из разумных инструментов, чтобы повысить вероятность такого развития событий для беларусских музыкантов. На такие мероприятия отсматривать артистов приезжают специалисты из разных стран: организаторы фестивалей, менеджеры и концертные агенты, представители лейблов и журналисты.

И за красивые глаза и необычный паспорт на такие фестивали не берут никогда – всех артистов предварительно отслушивают и лучших выбирают из сотен, а иногда и тысяч присланных заявок. Совершенно вне зависимости от страны.

Одна из главных проблем с выходом беларусских проектов в Европу и мир – мы живем в другом информационном и культурном поле, поэтому мы сами не можем адекватно оценить, что из нашей музыки наиболее актуально для других рынков. Это видно даже по такому одиозному конкурсу, как «Евровидение».

Международные проекты, вроде шоукейс-фестивалей, в этом смысле просто незаменимы – и на уровне предварительного отбора, и на уровне отдачи от выступлений отобранных артистов мы видим реальные, а не теоретические предпочтения и выбор европейцев. При этом шоукейсы дают не только обратную связь, но и качественные контакты, благодаря которым те же Super Besse выпустили альбом на европейском лейбле, регулярно выступают на крупных летних фестивалях и нашли себе агента во Франции, который в феврале сделал им там успешный тур.

Super Besse и Mustelide, самые успешные в этом поле, разрушают популярные внутрибеларусские стереотипы. Например, о том, что для выхода на европейский рынок обязательно петь на английском. Европе не нужны проекты, которые в точности повторяют уже сделанное там. Поэтому при всей интернациональности музыки, которую наши исполнители представят на Reeperbahn Festival, у каждого из них есть что-то сугубо беларусское. Радует, что будет представлен и беларусский язык – на нем многие песни у группы Teleport.

– Насколько сложно попасть на подобные фестивали?

– Надо просто подавать заявки – мы регулярно публикуем на сайте Experty.by объявления о шоукейс-фестивалях с оптимальными условиями, делаем рассылку по беларусским СМИ. Например, до 4 сентября можно подать заявку на фестиваль MENT Ljubljana в Словении. С 1 сентября откроется прием заявок на Tallinn Music Week. Если вас не выберут, обязательно подавайтесь на следующий год, особенно если появился новый материал – никаких «черных списков» у фестивалей нет.

– В недавнем интервью вы призывали беларусских музыкантов перестать ныть и копировать друг друга, а начать «думать творчески и работать». Что мешает нашим музыкантам «подняться с дивана»?

– Мысли о необходимости постоянной работы и самосовершенствования для достижения успеха многие тысячи лет. И главные ошибки характерны для любого музыканта из любой страны.

Первая – недостаточная работа над собой и своим материалом. Если вы «круто играете концерты», но видевшие вас новые люди не возвращаются на следующий концерт с друзьями и знакомыми, стоит задуматься. И даже если людей становится больше, помните: для дальнейшего роста аудитории нужно постоянно расти вам самим, с опережением.

Вторая – непостоянство. Если вы хотите добиться успеха, надо играть концерты не раз в полгода, а раз в месяц минимум. Выпускать заранее хорошо проанонсированные записи, постоянно держать публику в тонусе. Нужна системная работа. Иначе активной аудитории у вас не будет.

Третья – надежда на «дядю». В современных реалиях, чтобы получить контракт, одних записей недостаточно – нужно самим сыграть и организовать немало выступлений, иметь много поклонников в социальных сетях и даже после подписания контракта делать свою часть работы.

– Есть ли примеры беларусских исполнителей, которым удалось разобраться с правилами функционирования музыкальной индустрии и заставить их работать на себя?

– Любой серьезный артист, даже Сергей Михалок или Лявон Вольский, находится в стадии перманентного анализа ситуации на рынке и поиска возможностей для дальнейшего развития. Поэтому говорить о том, что Корж или Mustelide прямо вот «разобрались», я бы не стал.

Есть ряд артистов, которые «выстрелили» или просто добились определенных положительных результатов, но большинство успехов слишком свежие, чтобы их всерьез анализировать. Развиваться дальше и удерживаться на высоком уровне 5-10 лет гораздо сложнее, чем добиться первичного успеха. Вот об этом надо помнить.

Каждая следующая ступенька успеха дается все меньшему количеству артистов, порой заставляя их тихо меркнуть или срываться в крутое пике.

– Так все же – есть ли у беларусской музыки будущее? Оно – скорее на родине или за ее пределами?

– Если мы хотим быть по-настоящему конкурентоспособными, то наше будущее – везде. Это современный мир, где все взаимосвязано и открыто. Беларус Антон Мацулевич в начале года номинировался на Grammy за участие в написании одной из самых популярных хип-хоп-песен года в мире – «Trap Queen» рэпера Fetty Wap. Главное – не бояться овладевать новыми знаниями и инструментами, постоянно развиваться.

Успехи на своем рынке помогают двигаться дальше. Успехи за границей помогают быть признанным дома. У многих артистов лучше получается что-то одно, но в идеале это взаимодополняющие вещи, которые дают более устойчивое развитие и артистам, и беларусской музыке в целом.

Комментировать