Деньги

Будет ли рубль падать дальше?

869 Дмитрий Яненко

Вышел ли беларусский рубль из пике или продолжит падение? Правильную ли политику ведет новое руководство Нацбанка Беларуси? Буду ли власти в год президентских выборов искусственно наращивать зарплату в стране? Об этом «Журналу» рассказал экс-глава Национального банка Станислав Богданкевич.

Сегодня впервые за последние 14 месяцев американский доллар утратил свои позиции по отношению к беларусскому рублю. По результатам торгов на Беларусской валютно-фондовой бирже доллар ослаб на 50 рублей, опустившись на отметку 14.960. Сегодня же Александр Лукашенко представлял в Палате представителей нового премьер-министра страны. Связано ли укрепление рубля с этим событием – или падение «зайчика» продолжится?

– По одному дню трудно судить, что будет дальше. Сказать, что беларусский рубль достиг предела падения, я не могу. Надо немного подождать и посмотреть за динамикой. Новый глава Нацбанка Павел Каллаур обещал, что только рынок будет определять курс беларусского рубля, то есть все будет зависеть от спроса и предложения.

– В среду торги на БВФБ были остановлены из-за большого спроса на доллары. Были пики активности, когда спрос превышал предложение в пять раз. А сегодня американская валюта сдала свои позиции. Опять интервенции?

– Когда не знаешь реальную ситуацию и логику нынешних руководителей, которые принимают решения, что-то говорить по этому поводу – все равно, что гадать на кофейной гуще. В этой связи я бы посоветовал властям быть максимально публичными. Ведь все страхи у населения рождаются, потому что у людей нет информации. Отсюда и слухи, отсюда и набеги на обменники. Было бы правильно, если бы главы правительства и Нацбанка сделали бы совместное заявление перед телекамерами о том, какие меры будут предприняты для установления доверия к беларусскому рублю. Надо объяснить, что будет сделано для того, чтобы не было пустой денежной массы, откуда появятся новые резервы (ведь 5 млрд. долларов ЗВР – это крайне мало, с учетом того, что в этом году надо только по госдолгам заплатить 4 млрд. долларов), ожидаются ли новые кредиты, планируется ли продажа акций госактивов, что будет делаться для того, чтобы инфляция не превышала 3-5%…

– Вы думаете, после таких откровений паника исчезнет?

– Если бы обществу была объявлена такая программа, то это послужило бы первым толчком к восстановлению доверия к национальной валюте и денежным властям. Ведь почему люди сегодня хотят перевести рубли в доллары? Потому что они не верят властям. У людей есть совершенно нормальное опасение, что сегодня за миллион можно купить брюки, а завтра, условно, этих денег хватит лишь на одну штанину. Первыми шагами нового правительства должны были стать заморозка зарплаты на некоторое время, сокращение бюджетных расходов хотя бы на 10%. Одним словом, должны быть объявлены долговременные «правила игры», которые позволили бы бизнесу заниматься планированием.

– Уже почти месяц в высоких кабинетах заседают новые люди. Как вы оцениваете их первые шаги? В частности, что скажите о политике Нацбанка?

– Национальный банк, на мой взгляд, сейчас делает шаги в правильном направлении. Я считаю, что рекомендация коммерческим банкам не предоставлять кредиты убыточным предприятиям, предприятиям, которые выпускают продукцию на склад (сейчас примерно 4 трлн. рублей заморожено), которые не взыскивают дебиторскую задолженность (а это 215 трлн. рублей) – это правильное направление.

Но есть и неправильные шаги. Когда приходят новые лица в правительство, нужно, чтобы они несли новые идеи, новую программу стабилизации макроэкономической политики и развития экономики. Этой программы нет. И для того, чтобы видеть, что сделано, к примеру, за 100 дней, программа должна быть публичной. К тому же, новое правительство должно научиться брать ответственность на себя. И если тот же Каллаур публично заявил одно, а ему помешали воплотить идеи в жизнь, то надо в знак протеста подавать в отставку, показать, что ты личность, государственный деятель, что благо народы важнее неких корпоративных интересов.

– В последнее время практически у всех обменников выстраиваются очереди на покупку валюты. Ее нет. Продают только то, что купили. Когда следует ждать стабилизации?

– Понимаете, если власти публично объявили, что везут доллары, которых не хватает в банковской сфере, то надо эти слова подкрепить реальными делами. Я даже так скажу: сегодня безналичная валюта у коммерческих банков есть. Надо, чтобы они пошли в Нацбанк и купили наличность – доллары и евро – и, тем самым, обеспечили потребность обменников. Именно таким путем – не словами, а реальными делами – восстанавливается доверие к банковской системе. А у нас получается наоборот: заверения есть, а валюты нет. Так, извините, как вы хотите, чтобы себя вело население? Если бы власти сделали так, чтобы инфляция росла на 3-5% в год, то, поверьте, валютный курс сам по себе бы снизился, т.к. люди бы понимали, что им не надо свои сбережения переводить в доллары.

– Вы сказали, что сегодняшние власти должны заморозить заработную плату. Мера, конечно, очень непопулярная. Как вы думаете, пойдут ли они на такие шаги в год президентских выборов?

– Если власти думают не только о своей личной популярности, но и об экономике, то, конечно, пойдут. У них же есть госпожа Ермошина – почему бы и не пойти на такие шаги, которые через некоторое время принесут позитивные изменения? Президент будет избран, по крайней мере, Ермошина об этом объявит. Поэтому надо решать реальные проблемы экономики, а не думать о политике и выборах. Мы 20 лет не можем победить инфляцию. Чтобы оживить экономику, надо сократить налоги, а власть их повышает. Надо сократить процентные ставки, т.к. нет оборотных средств у промышленности, а для этого надо, чтобы сократилась инфляция. Будет инфляция 5% – можно будет выдать кредит под 7%, а у нас под 70% выдают… Безусловно, никуда не уйти и от неких административных мер, но они должны под собой иметь рыночный базис.

Комментировать