Арт

«Brest Stories Guide». В поисках утраченных монументов

651 Таня Артимович

Брест, 3 июля 1941 года. Фото: Альберт Дикманн, Германо-российский музей Берлин-Карлсхорст

 

Что мы знаем о Бресте? Приграничный город, Брестская крепость, знаковый символ беларусской советской истории. А еще в  Бресте, как и в любом другом беларусском городе, есть улица Советская, где находится кинотеатр «Беларусь», уже реконструированный, с 3D-фильмами, запахом попкорна и аттракционами внутри. В статье советской энциклопедии, посвященной истории города, написано, что кинотеатр был построен после Второй мировой войны на фундаменте старого восьмиугольного здания. И именно отсюда стартует один из маршрутов нового мультимедийного проекта театра «Крылы халопа» — «Brest Stories Guide», цикла документальных аудио-спектаклей-экскурсий в пространстве города.

Еще несколько лет назад театр задумал амбициозный проект «История Беларуси», посвященный невидимым, скрытым страницам нашего прошлого. В 2015 году они сделали документальный спектакль «Чернобыль», в котором соединили фрагменты книги Светланы Алексиевич «Чернобыльская молитва», выдержки из современным форумов, посвященных строительству АЭС в Островце и собственные детские воспоминая.

«Brest Stories Guide» — продолжение. На этот раз они обратились к истории собственного города, а в рамках этого «гида» — к истории антисемитизма в Бресте, где евреи, как и в других беларусских городах, до войны составляли основную часть населения. А старое восьмиугольное здание, на котором возникла «Беларусь», было синагогой, взорванной немцами в период оккупации.

Немцы взорвали, а беларусы «забыли»: о том, что было на этом месте, рассказывает только «Brest Stories Guide». Увидеть фрагмент синагоги можно, спустившись в платный туалет в цоколе кинотеатра, в коридоре которого между «М» и «Ж» остались камни старого фундамента.

«Brest Stories Guide» — это приложение, которое можно бесплатно закачать на любой Android-девайс. Он напоминает туристический гид, но только по формату. То, что вы услышите, когда начнете бродить по маршрутам интерактивной карты, – это зачитанные актерами воспоминания чудом выживших узников брестского гетто.

Эти истории режиссер Оксана Гайко вместе с помощниками Светланой Гайдаленок, Ефимом Басиным, Кристианом Ганцером, Илоной Беляцкой, Андреем Богдановым находили в государственный и частных архивах, мемуарах и на сайтах. Консультационную помощь в создании проекта оказывал историк из Германии Кристиан Ганцер, который уже много лет работает с историей Бреста. По его словам, оборона Брестской крепости, апроприированная советской пропагандой, сделала незаметным появление гетто в городе, с которого и начался холокост в Беларуси. «Brest Stories Guide» возвращает память об этих событиях.

Пространство спектакля складывается из нескольких маршрутов, посвященных разным периодам антисемитизма в Бресте, который начинается не с 1941 года — прихода немцев в город. Авторы проекта стартуют с 1937 года, когда в Бресте случились первые еврейские погромы.

13 мая 1937 года на Малом рынке в Бресте был убит полицейский. Это послужило началом еврейского погрома. На фото: перевернутые киоски на рынке, результат погрома. Сейчас на этом месте находится территория автовокзала.

 

Опираясь на исторические факты, они говорят о том, что антисемитизм — это не только о немцах, проблематизируя миф о беларусской терпимости и толерантности. Появляется не просто возможность услышать другой опыт или узнать больше о том месте, в котором живешь. Но задать вопросы самому себе, обнаружить свое место в этой истории, которая не чья-то, но уже и твоя собственная.

«Brest Stories Guide» — не исторический документ, и это кардинально отличает его от стандартного туристического гида. Хотя его формат создает ожидание именно туристической экскурсии — с фактами, документами, статистикой. Вам не расскажут об истории зданий, эту информацию вы можете дополнительно прочитать в самом приложении или воспользоваться Google.

«Brest Stories Guide» работает, скорее, с памятью, которая создает прошлое из воображаемых, в случае с беларусским городом, монументов. «Уникальность» нашего культурного ландшафта в том, что самих памятников, даже их следов, нет. «Brest Stories Guide» создает ситуацию, в которой сам зритель, через свою микрофизику и эмоции воображает этот ландшафт.

Палимпсест эпох, компромисс между ними, который можно увидеть в любом европейском городе — в архитектуре, монументах, памятных табличках — здесь отсутствует, но его можно вообразить, слушая реальные истории героев той эпохи.

Главные ворота брестского гетто. Через них узники выходили на работы

 

Вы бродите по улицам Советская, Дзержинского, Куйбышева, Буденного, а голоса рассказывают о другой истории, которая происходила здесь 80 лет назад. Возникает еврейский город — с синагогой, аптекой, гимназией, лавкой. В конце 1941 года в границах улиц Советской, Маяковского, Кирова и Интернациональной будет построено гетто, от которого «Brest Stories Guide» «прокладывает» маршруты по путям расстрела к «яме» — месту гибели узников гетто, где сегодня стоят панельные многоэтажки, а жители даже не подозревают о том, где они живут.

Через рекламные вывески парикмахерских и магазинов, пунктов проката и полиграфических услуг проявляются невидимые страницы нашего прошлого, которые поверх анонимных табличек — гісторыка-культурная каштоўнасць — обретают свои реальные имена. Тело этого воображаемого города наполняется голосами его жителей, рассказывающих не только историю их физического уничтожения во время Второй мировой войны. Они утверждают свое право на место в истории этого города, который стремительно вычеркнул их существования из своих летописей.

О том, что происходило здесь и что это был за город до войны, публичная история молчит. А о жертвах еврейского гетто (около 20 тысяч человек), рассказывает только небольшой камень на улице Куйбышева, который был снесен в 1974 году и восстановлен в 1992-м на средства евреев США, Аргентины и Израиля.

Большая синагога в Бресте. Сейчас на этом месте находится кинотеатр «Беларусь»

 

Историк Руди Кошар в своей книги «От монументов к следам. Артефакты немецкой памяти 1870-1990» рассказывает о том, как быстро после 1989 года была демонтирована Берлинская стена, а ее фрагменты превратились в сувенирные артефакты, потому что «каждый хотел иметь кусочек прошлого». Он утверждает, что памятники, руины, реконструированные объекты производят нашу коллективную память, создавая ее ландшафт — коллаж, который отсылает к моделям национальных идентичностей и рассказывает о том, как они сменялись в различные эпохи.

Что можно прочитать, бродя в лабиринте названий советских улиц беларусских городов? К кому обращаются эти отсутствующие монументы? Где наше прошлое, кому оно принадлежит, кто его «вычищает»? Или мы сами так не хотим иметь его фрагменты?

В спектакле «Brest Stories Guide», где город и голоса — его декорация, важнейшей составляющей представления становится физический и эмоциональный опыт зрителя, воображение которого представляет собой сцену — экран. Возникшая на нем «проекция» и прочтение, которое получат голоса и невидимые монументы, это персональное решение зрителя.

«Brest Stories Guide» предлагает ситуацию тотальной свободы и ответственности, где каждый участник обращается к себе и о себе в первую очередь, и в этом его индивидуальный вызов.

Оксана Гайко и участники Brest Stories Guide 

 

Подобные спектакли делает немецкий театр «Rimini Protokoll», когда публику с наушниками в ушах голос водит по маршрутам современного города («Remote X»). В Санкт-Петербурге Семен Александровский сделал спектакль «Другой город», когда зрителю предлагается виртуальное путешествие в Амстердам, Венецию или Париж.

Уникальность «Brest Stories Guide» в том, что он не просто предлагает поиграть в воображаемое, но обращается к болезненным зонам нашей отсутствующей, «чистой» памяти, когда воображать нужно даже руины.

«Практически каждая человеческая вещь движется в забытие, к состоянию руин, — говорит историк Роберт Харбисон, — вовлекая наши чувства в размышления о том, где мы себе видим в истории, ранней или поздней, и (в болезненных случаях) наши чувства о том, как мир закончится».

Когда проходишь «Brest Stories Guide», в состояние ужаса приводит даже не тот факт, что этого ничего нет, но осознание того, что пустота на глазах становится еще более пустой, как будто цель нашей памяти в самоуничтожении.

«Brest Stories Guide» приостанавливает этот процесс, заставляя вспомнить и обнаружить себя — в руинах, которые тоже дают возможность увидеть и обрести историю.

Скачать приложение для Android можно тут.

«Журнал» также рекомендует:

 

Комментировать