Политика

Братья по-разному. Исламисты пугают Европу, а пропаганда – беларусов

1831 Ляксей Лявончык

Террор рождает страх и дает благодатную почву для спекуляций, «набросов» и откровенного вранья. Взрывы в Брюсселе для своих целей используют политики-популисты, европейские правые, кремлевские пропагандисты. При этом забываются факты: например, то, что христиане и буддисты также имеют богатый опыт террора. Или то, что больше всего от действий исламистов страдают именно мусульмане. «Журнал» проанализировал мифы и факты вокруг терроризма.

Только факты

Взрывы в Брюсселе унесли как минимум 31 жизнь, несколько сот человек ранены. На сегодня известно, что оба взрыва осуществили террористы-смертники. Один из них, Ибрагим Бакрауи, взорвал себя в аэропорту Завентем, унеся жизни минимум 11 человек. Его брат, Халид Бакрауи, взорвался на станции Маальбек брюссельского метро, убив как минимум 14 человек.

Оба брата были известны бельгийской полиции как участники организованной криминальной группировки, и разыскивались как подозреваемые в парижских атаках 13 ноября 2015 года.

Халид снимал квартиру в Брюсселе. Полиция обыскала ее и нашла следы ДНК Салаха Абдеслама, одного из исполнителей парижской атаки, который был арестован несколько дней назад в Брюсселе. Имя третьего участника неизвестно; четвертого, Наджима Лачруни, полиция Франции и Бельгии идентифицировала как еще одного участника ноябрьской атаки в Париже всего за день до теракта в Брюсселе. Полиция считает, что он мог быть одним из тех, кто делал бомбы, которые использовались в Париже.

Больше пока ничего не известно, но есть мнение, что атака на Завентем и Маальбек была вывана арестом Салаха Абдеслама, одного из авторов парижских атак, которого «замели» несколько дней назад в бельгийской столице. В пользу этой версии говорит то, что все три установленные исполнителя брюссельской масакры были так или иначе связаны с Адбесламом. Лачруни был в одной машине с Абдесламом, когда в сентябре 2015 года их остановила венгерская полиция на границе с Австрией. Плюс, напомним, ДНК Абдеслама была найдена в кваритре, которую снимал один из братьев-смертников.

«Наброс» про беларусов: почему именно сейчас?

Но наиболее интересно то, что произошло на этом фоне в русскоязычном медийном пространстве. 14 марта 2016 года, за восемь дней до атаки на Брюссель, российский сайт Lifenews написал, что братьев из Беларуси ищут в Бельгии за подготовку к теракту. Сайт ссылался на «информированные источники» в российских спецслужбах. По их словам, ориентировки были высланы беларусским и бельгийским спецслужбам.

Сразу после взрыва Lifenews выставил новость о том, что бельгийцев предупреждали: беларусские братья Довбаши, которые примкнули к ИГИЛ, готовили теракты в стране. Такую же статью сразу после подрыва Завентема и Маальбека выставил и российский пропагандистский ресурс «Спутник» – снова же, ссылаясь на «информированные источники» в спецслужбах России.

Но спустя всего пару часов беларусская служба «Радио Свобода» связалась с братьями Довбашами. По словам последних, они не ездили в Сирию, и претензий у брюссельских спецслужб к ним не было – а ведь должны были бы появится: ведь если верить Lifenews (гы-гы), ориентировка бельгийцам была отправлена за восемь дней до теракта.

Алексей Довбаш действительно перешел в ислам, но в Сирии он не воевал и террористом не был – и лучше всего это доказывает отсутствие претензий бельгийских спецслужб и полиции к братьям-беларусам.

Российские СМИ, подхватившие утку про братьев-террористов из Беларуси, ссылались либо на Lifenews, либо на Спутник – которые в свою очередь ссылались на неизвестные источники внутри спецслужб. Беларусские СМИ, которые тупо перепечатали сенсацию про террористов из Беларуси, ссылались ровно на те же Life и Спутник. Прошли сутки – и в качестве подозреваемых были названы совершенно иные люди, что еще раз доказывает: это был просто наброс на вентилятор. Зачем?

Смотрите. Беларусь наметила движение на Запад. Пока не движение, а даже продвижение ползком. И даже не ползком, а так, легла ногами в том направлении. Ващиковски приезжает – это первый визит главы МИДа Польши и страны–члена ЕС за последнее время. Есть планы на приезд других высокопоставленных чиновников уровня членов правительств из стран Вышеградской группы. И сразу опа! Террористы из Беларуси типа взрывают столицу Евросоюза.

Вранье про «взрывников из Беларуси» появилось как раз на фоне потепления отношений с Западом и интенсификации контактов Минска с европейскими столицами. Почему? Первая версия, которая приходит на ум, – просто чтобы подгадить. Если раньше Россия могла купить лояльность Минска субсидиями и кредитами – то сейчас с их выделением все больше проблем. Плюс общее напряжение Лукашенко на фоне событий в Украине, что его могут превратить в губернатора Северо-Западного края. Отсюда и судорожное желание официального Минска искать баланс.

Раз у России денег нет, ее пропагандисты придумали ход: представить Беларусь как нацию террористов, которых на Запад пускать опасно. Ждем историй про беларусскую мафию, беларусских проституток со СПИДом на улицах Брюсселя и беларусских гастарбайтеров, которые отбирают работу у добропорядочных европейцев.

Втемяшить этот бред в мозги европейцев у Кремля не выходит – но вполне можно испугать рядовых беларусов, не сильно разбирающихся в теме: мол, нас там, в Европе, после братьев Довбашей, никто не ждет. Тем самым планируется подорвать европейский импэт части людей, которые после десятилетий доминирования госТВ уже не знают, чему верить.

Эффективны ли европейские спецслужбы?

Взрывы в Брюсселе, скорее всего, активизирует страхи части европейского сообщества относительно мусульман и их места в европейском культурном контексте. В какой-то мере это уже происходит. Это и приход к власти «Права и справедливости» в Польше, которые заявляют, что не в состоянии принять европейских квот на беженцев. На днях польский премьер Беата Шидло еще раз подчеркнула, что Польша не должна принимать мигрантов. Вторил ей и пресс-серетарь правительства Рафал Бохэнэк: «Террористы действуют в Европе все смелее и смелее и совершенно безнаказанно. Нужно противостоять этой чуме, которая захватывает Европу».

Заливает? Настолько ли импотентны европейские спецслужбы и настолько ли Европу поразила эта зараза прямо сейчас? Вот интересная информация к размышлению, которая ясно свидетельствует, что «накидывающие» и «нагнетающие» занимаются откровенным популизмом. Или просто врут.

 Victims Of Terrorist Attacks In Western Europe | Statista

Число жертв атак террористов в Западной Европе, 1970-2015

 

Нынче не стало Ирландской республиканской армии (IRA), которая в одном только Лондоне за период 1970-1999 провела 123 бомбовые атаки.

Исчезли коммунистические фракции вроде немецкой Rote Armee Fraktion, терроризировавшей Германию в тот же период времени.

В Европе перестали массово угонять или взрывать самолеты – более того, количество смертей на авиатранспорте упало в абсолютном выражении. То есть в год стало погибать меньше людей в принципе, а не на 100.000 перевезенных человек – и это при росте количества пассажиров с 250 миллионов в 1970 году до почти 3 миллиардов в год теперь.

В любой момент времени в воздухе этой планеты висит несколько сот тысяч человек – а погибает менее тысячи в год. А ведь Фракция Красной Армии и IRA сами собой не исчезли – где-то их додушили, где-то договорились с их умеренными представителями. Если это является показателем импотентности спецслужб – то я не знаю, как им надо работать, чтобы быть более эффективными.

Кстати, об IRA

Есть формальные приметы террористического акта – и всё равно, сколь чистые идеалы и высокие цели стоят за ним. Террор – это убийство, захват или запугивание невооруженных людей для создания эффектной картинки и принуждения объекта террора к переговорам. Как ИГИЛ, так и IRA, и буддистское движение 969 в Бирме делали то, что имело все приметы терроризма.

В фейсбучных обсуждениях мне больше всего досталось за то, что я сравнил ирландцев с нынешними террористами. Мол, некорректно и нельзя. Мусульмане – террористы, ирландцы – борцы за независимость, буддисты – борцы з исламской чумой.

Ну что ж, давайте по фактуре. В цитатах – аргументы моих оппонентов.

1. «IRA не вела войны на территории других государств»

IRA бомбила на территории UK, абсолютное большинство терактов произошло в Ольстере. Хотя, если взять во внимание цель – объединение Ирландии – то взрывы на территории метрополии можно считать иностранным терроризмом.

В одном только Лондоне с 1971 до 1999 года IRA произвела 123 бомбовые атаки, убила 36 и ранила несколько сотен человек. Половина убитых – военные, половина – гражданские. В то же время мусульмане за тот же период произвели 12 атак – 6 убитых, десятки раненых. Основными целями были израильтяне, живущие в Лондоне, и посольство Израиля.

Во всей Великобритании кроме Ольстера за тот же период IRA убила 120 человек и ранила тысячи. В Ольстере – спорном регионе – было убито 1.850 гражданских и столько же военных и членов вооруженных группировок – как собственно фракций IRA, так и лоялистских групп, которые устраивали свой личный террор.

И кто вообще сказал, что терроризмом делает терроризм за границами своего государства? Убивала IRA невинных людей? Да ещё как. Да, отдадим должное, основной их целью были британские военные и полиция Северной Ирландии. Но товарищи не гнушались положить бомбу и в автобус, который перевозил, кроме военных, и членов их семей.

2. «IRA не стремилась убить всех не своей религии»

Это заявление вообще не имеет отношения к определению сущности терроризма. IRA вполне себе стремилась убить как можно больше военных, а также тех, кто поддерживал статус-кво в Ирландии. К примеру, стоило кому-то в рядах IRA заподозрить своего соседа, конкурента, одноклассника в хотя бы лояльности британской полиции – прострел коленной чашечки считался минимальным вариантом.

Чтобы достать семьи информаторов, которых эвакуировали в Британию, их братьев и сестёр могли избивать металлическими прутьями до потери сознания, как брата информатора британской полиции в Белфасте Мартина МакГарланда. Что правда, в 1970-х ирландцы предупреждали о заложенной бомбе в гражданском объекте. И тоже правда – с 1980-х предупреждать прекратили.

3. «IRA сражалась за благородную цель, за уход Ольстера от большой злобной империи»

Ну а эти за что сражаются, по-вашему? За освобождение от «большой злобной империи» Запада, которая «разлагает правоверных» и бомбит их дома. Ну, и за создание мусульманского рая от моря до моря. Как бы несравнимы были эти понятия – единая Ирландия и большой мусульманский халифат – мотивация по сути та же. Как часть ирландцев верила в cause, так и часть ИГИЛовцев верит.

4. «IRA не взрывала вокзалы»

18 февраля 1991 года – бомба на станции Victoria в Лондоне убила одного и ранило 38 гражданских. 28 февраля 1992 года – взрыв на станции London Bridge ранил 19 человек. Это только два случая из достаточно большого списка. 

5. «IRA сознательно никогда не убивала мирное население»

Да, гражданские объекты с гражданскими жертвами не были целью терактов ирландцев, основными целями были сотрудники полиции или военные. В Британии до конца 1970-х IRA преследовала иную цель: создать максимальное напряжение, чтобы вынудить Лондон пойти на переговоры. Отсюда огромное количество бомб в городе, за 5-20 минут до взрыва коих полиция получала звонок о минировании, что позволяло эвакуировать население. Но есть несколько но, а именно:

– убийства дисциплинарными взводами тех, кто подозревался в сотрудничестве с британцами, а также избиения, часто до смерти или инвалидства, родственников скрывавшихся от IRA «предателей»; взводы были вооружены, объекты – нет;

– бомбы закладывались в машины у жилых домов – при взрывах могло пострадать мирное население; или вспомним бомбы в автобусах, перевозящих военных и членов их семей. 

– подрыв двух бирмингемских пабов в 1974-м – самая кровавая атака на британской земле до 7/7. Убит 21 человек. Гражданские. Хотя формально связь с IRA не была доказана, позже один из высокопоставленных сотрудников ирландцев признался, что это было их рук дело – и это было нарушением кодекса. 6 декабря 1982 года бомба была взорвана в пабе «Балликелли» в Северной Ирландии, когда там тусили солдаты – погибло 17 человек, часть гражданских.

Да, верно, гражданские не были целью как таковой. Но они погибали – как в этих случаях, так и как минимум в пяти атаках на лондонских вокзалах. Более того – в бирмингемском теракте и в терактах на лондонских вокзалах основными целями была просто толпа, а не военные.

Да, европейские теракты сейчас – это дело рук радикальных исламистов. Но еще недавно Германию и Британию кошмарили свои, с белым цветом кожи, той же христианской религии и говорящие в тех же понятиях.

И кстати: в топ-10 стран по уровню террористической угрозы входят восемь мусульманских стран с очень высокой гомогенностью населения. Так что именно мусульмане в первую очередь погибают от атак исламистов.

Комментировать